компания системный интегратор, системные интеграторы россии,сетевой интегратор, системная интеграция
ВХОД В СИСТЕМУ
закрыть
ПОИСК ПО САЙТУ

технологии разработки программного обеспечения
Проектирование и монтаж инженерных сетей и систем Вакансии



ПОИСК






Сметное ценообразование. Не раскрытый потенциал

Журнал «Управление проектами», №2
февраль, 2010 год

Задайте вопрос менеджеруБесплатный демо-доступКупить в интернет-магазине

Введение

Российское (ранее советское) сметное ценообразование уникально. Никто в мире кроме наших ближайших соседей не содержит и не поддерживает такое количество государственных организаций и нормативных документов, регулирующих данную сферу. В рыночной экономике тщательный государственный контроль цен на строительную продукцию вплоть до расхода и стоимости гвоздей и ветоши выглядит неким анахронизмом в совокупности с конкурсными процедурами, особенно электронными, когда подрядчики снижают цены на 50% и более от начального уровня. Ведь главная цель такого администрирования  определять рыночную или ниже цену строительной продукции в условиях бюджетного финансирования. Большинство строительных организаций используют сметы лишь как обязательную документацию, не раскрывая для себя всех возможностей сметного дела, а лишь подчиняясь государственным правилам. Задача этой статьи показать, как еще можно использовать государственные элементные сметные нормы, федеральные и территориальные единичные расценки, сметную документацию на проект в целом.

Сметное ценообразование и бюджетирование

В МДС 81-40.2006 Госстроя России установлена норма максимальной стоимости разработки сметной документации 1% от стоимости пуско-наладочных работ. По данным Росстата за 9 месяце в 2009 общий объем строительных работ составил 2,629 трлн. руб. Доля бюджетных средств в структуре инвестиций в основной капитал за тот же период составляет 18,7%. Таким образом, по скромным подсчетам затраты на обязательное сметное ценообразование в масштабах страны могут составлять 6,55 млрд. руб. ежегодно. На федеральном уровне и в каждом субъекте РФ функционируют специальные государственные органы по сметному ценообразованию.

Действующая сметно-нормативная база (СНБ-2001) была принята к обязательному использованию в 2003г. и рассчитана (зафиксирована) в ценах на 01.01.2000 для удобства последующих индексаций. При этом неофициально признается искусственность применяемых цен на ресурсы, коэффициентов пересчета в текущую стоимость, единичных и укрупненных расценок в целом. Хотя никто из специалистов сметного дела и практиков его применения не оспаривает бъективность и серьезность самой модели нормирования натуральных показателей строительных и иных работ. Когда учитывается большинство технологических операций, необходимый состав материалов, их потери, требуемый состав машин и механизмов, привлекаемые трудовые ресурсы по их количеству и составу, усложнения, связанные с условиями производства работ и многое другое. Качественная сметная документация стройки в реальных текущих ценах неплохая технико-экономическая модель проекта. В ней присутствует стоимость отдельных объектов, видов работ, временных зданий и сооружений, различные удорожания. С точки зрения доходов для подрядной организации может быть выделена стоимость строительных, монтажных, прочих работ, оборудования, НДС, объем выполнения собственными силами и субподрядных работ, если на момент составления сметной документации известен состав кооперации на стройке. В качестве расходов понятны предельные затраты на материалы, включая заготовительно-складские расходы, эксплуатация строительных машин и механизмов, в том числе оплата труда механизаторов, резерв на предвиденные затраты, максимальные общепроизводственные и общехозяйственные расходы, которые могут приходиться на объект. И наконец, сметная прибыль, которая будет больше соответствовать бухгалтерской прибыли от продаж.

Однако большинство смет составляется в базисно-индексных ценах, когда очевидно проявляются недостатки государственного регулирования цен, прежде всего их отличие от реального положения дел. Например, совокупная месячная зарплата рабочего-строителя  4 разряда (в СНБ-2001 заложена 6-разрядная тарифная сетка) на 01.01.2000 для Московской области установлена в 1600 руб.  Достаточно вспомнить, что в тот период даже секретарь малого предприятия в Москве получал не менее 3000 руб. Налицо занижение нормативных расходов на оплату труда. Ведь статистическое наблюдение проводилось и проводится только по официальным данным деклараций и отчетов. Сметные нормативы к тому же не учитывают многочисленные неофициальные платежи за различные согласования и разрешения, без которых не обходится, к сожалению, ни одно строительство. За счет чего их осуществлять? Но даже при такой ситуации с покрытием себестоимости регуляторы цен на строительство считают, что рентабельность (отношение сметной прибыли к общей стоимости работ без НДС) может составлять считанные проценты. При этом в среднем на строительном рынке в России рентабельность выполненных работ в 2025% до кризиса считалась вполне оправданной. Нельзя забывать, что именно финансовый результат является источником развития и главным мотиватором предпринимательства. Также интересно работает государственное регулирование накладных расходов, за счет которых, как задумывалось, оплачиваются, в том числе налоги, например, на прибыль. С 2005 года в Налоговом кодексе была снижена ставка единого социального налога (ЕСН) с 35,6 до 26%, при этом расширена база начисления налога. Налицо некоторая экономия. Так вот в рамках СНБ-2001 письмом Госстроя № ЮТ-260/06 от 31.01.2005 г. сразу был выпущен понижающий коэффициент к накладным расходам 0,94,налоги то снизили… Дополнительная экономия налогового бремени, по мнению чиновников ценообразования, строительным организациям не нужна. При этом изменения порядка лицензирования проектной и строительной деятельности с 2009-2010 гг., когда обязательным стало членство в саморегулируемых организациях (СРО) пока никак не отражено в действующих нормативах. А ведь, если ранее услуги по получению лицензий измерялись десятками тысяч рублей, то теперь совокупная стоимость членства в СРО и связанных с этим затрат составляет уже многие сотни тысяч рублей и частично повторяется ежегодно. Накладные расходы по статье "Оплата консультационных, информационных, лицензионных услуг" выросли на порядок. Видимо, предполагается осуществлять их из прибыли.

Автору не редко приходилось сталкиваться с таким подходом строителей: смету делаем для госзаказчика, чтобы оформлять документы и получать деньги, бюджеты делаем для себя, чтобы реально управлять финансами проекта. Таким образом, мы видим, что стоимостные данные сметного ценообразования, если использовались установленные единичные расценки, сборники цен и коэффициенты, требуют значительной корректировки для реального покрытия расходов подрядной организации, контроля необходимого финансового результата. Трансформировать исходную экономическую модель сметной цены строительства можно с помощью механизма бюджетирования с применением современных средств автоматизации. Для подрядной строительной организации сметная документация в составе локальных, объектных смет всей производственной программы на планируемый период (год или квартал), где начислены все лимитированные затраты и коэффициенты не что иное, как прообраз системы бюджетов по методу начисления:

  • бюджетов доходов и расходов проектов и в целом организации,
  • бюджета общепроизводственных расходов подразделений,
  • бюджета управленческих и коммерческих расходов организации,
  • бюджетов материальных затрат проектов и в целом организации,
  • бюджетов эксплуатации строительных машин и механизмов проектов и в целом организации,
  • бюджетов оплаты труда рабочих и механизаторов проектов и в целом организации,
  • бюджетов валовой прибыли проектов и бюджета прибыли от продаж организации,
  • других бюджетных документов.

Для составления бюджетов движения денежных средств дополнительно потребуются, в том числе данные договоров подряда, откуда будем брать график платежей: авансов и оплаты выполненных работ и осуществленных затрат.

Так как структурно выручка строительного предприятия (объем выполненных работ) является системой взаимозависимостей, меняя один параметр системы, автоматически должны поменяться другие ее составляющие. К примеру, данные сметной документации показывают недостаточность прибыли и накладных расходов по объекту, тогда при бюджетировании уменьшаем за счет обоснованной оптимизации какие-либо прямые затраты, присоединяем резерв непредвиденных затрат к финансовому результату. Менять финансовую модель проекта можно и за счет уточнения состава исполнителей. Обычно выполнение работ собственными силами выгоднее, генподрядчик оставляет всю прибыль себе. Но бывает, что работы настолько специфичны, что посчитав полную реальную себестоимость собственного производства того же качества, генподрядчик приходит к неутешительному, но нужному выводу -  дешевле отдать "субчикам". Сжимая одну долю пирога, называемого объем строительно-монтажных (или иных) работ без НДС, расширяем за счет этого другую (Рис. 1).


 
Для заказчиков строительства качественный сводный сметный расчет в совокупности со сметами и определенным составом исполнителей также есть основанием для составления качественного бюджета проекта по направлениям капитальных вложений.

Тем не менее, для полноценного бюджетирования в сметной документации не хватает важного параметра – календарного времени производства работ и осуществления расходов ресурсов с ним связанным.

Сметное ценообразование и управление производством

В направлении строительного производства сегодня все чаще используются современные проектные подходы, стандартизированные международными организациями IPMA, PMI и др. Важнейшей составляющей проектного менеджмента является управление по времени. В строительстве он реализуется через систему календарных планов чаще в представлении сетевых графиков. Наиболее трудоемкой операцией при их составлении является структурная декомпозиция работ (СДР). И надо не только придумывать, как правильно разбить на операции, например, нулевой цикл, а и решить, сколько потребуется ресурсов на каждую задачу (материалов, людей, механизмов). К тому же работ-операций достаточно много, на крупных проектах их число может измеряться сотнями и тысячами. От точности определения трудоемкости и машиноемкости, характера работ (фиксированный объем ресурсов, длительность или трудозатраты) будет зависеть их длительность во времени.

Как раз государственные элементные сметные нормы и содержат почти все исходные данные для составления СДР. Однако для того, чтобы локальную смету можно было считать исходной технической моделью  для календарного плана, требуется более тщательно подходить к ее созданию и ориентироваться не только на задачу подгонки итоговой цены, обозначенной руководством и выдержку государственной экспертизы. Для использования сметной документации в календарном планировании проекта необходимо при ее составлении:

  • Задействовать наиболее опытных инженеров-сметчиков, имеющих строительное образование.
  • Составление и особенно утверждение проводить с участием линейных руководителей строительства.
  • Разделы и подразделы, последовательность и состав по работам организовывать согласно их выполнению в натуре.
  • В ситуации применения корректирующих коэффициентов одновременно принимать решения о корректировке трудоемкости и машиноемкости.
  • Заблаговременно определять исполнителей видов работ и объектов.

Некоторые разработчики строительного программного обеспечения уже реализовали подобные механизмы интеграции. Например, в программе «1С:Смета» существует функция выгрузки расценок из локальных смет в программы календарного планирования. Таким образом, инженеры ПТО, руководители производства освобождаются от механической работы по дублирующей декомпозиции работ при календарном планировании проекта.

В свою очередь тщательно составленные календарные планы строительства с точно назначенными исполнителями, ресурсами, сроками выполнения являются идеальным средством составления бюджетов проектов, как для заказчика, так и подрядчиков.

Заключение

Реально применяя сметные нормы на практике, мы – строители можем постепенно двигаться к их улучшению, создавая все более объективную отраслевую базу данных.  Осмотрительность же государства при назначении цен на ресурсы, коэффициентов инфляции, часто не покрывающую реальные затраты при строительстве, можно компенсировать при внебюджетном (частном) финансировании используя ресурсный метод ценообразования. Натуральные значения расхода ресурсов берем из элементных сметных норм, стоимость же этих ресурсов, нормы накладных расходов и прибыли от выполнения работ оговариваем с заказчиком (инвесторов) на договорных началах. Автор уверен, что интеграция процесса сметного ценообразования со строительным производством и бюджетированием позволит с одной стороны повысить эффективность работы соответствующих подразделений строительных компаний, с другой приведет к более успешной реализации проектов как для организаций-заказчиков, так и подрядчиков строительства. Системное взаимодействие сметного дела и бюджетирования в строительной компании является на сегодня минимально необходимым механизмом в успешном управлении финансами. Задействование проектных подходов при тройственном механизме интеграции: сметное дело – календарное планирование – бюджетирование, даст успешные результаты реализации строительных проектов. При более сложной и длительной подготовке строительстве мы получим более точные сроки выполнения и лучшую «вписываемость» в бюджет. А, как известно, успешная строительная организация состоит из успешно выполненных объектов.

Евгений Васильевич Новак
Генеральный директор «ИМПУЛЬС-ИВЦ», аттестованный аудитор


  • ЦФО, г. Москва
    Телефон: (495) 974-77-05, impuls@impuls-ivc.ru
  • ЦФО, г. Солнечногорск
    Телефон: (495) 974-77-26, butl@impuls-ivc.ru
  • СЗФО, г. Санкт-Петербург
    Телефон: (812) 679-49-90, d3@impuls-ivc.ru
  • УрФО, г. Екатеринбург
    Телефон: (343) 204-79-01, d5@impuls-ivc.ru
  • ПФО, г. Нижний Новгород
    Телефон: (831) 423-23-80, d8@impuls-ivc.ru

impuls-ivc


© ООО «ИМПУЛЬС-ИВЦ», 2005-2023. Все права защищены.
Зарегистрировано в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Свидетельство № 2008610157